Добавлено: 05.02.2011, 18:38
Источник: Арт-Бизнес-Центр
В номере «ДН» 6 - 2003 вы прочитали интервью с психологом,
консультантом ЭНЦ РАМН Олегом Мотовилиным по поводу психологии детей
доподросткового возраста. В этом выпуске ЮК - разговор о “тинейджерах”
и молодых людях, которым приходится взрослеть вместе с диабетом.
ЮК: О том, как тяжело на душе у подростка с СД, нашим читателям
рассказывать не нужно. Его одолевают раздражение, тоска, неуверенность,
страх, порой отчаяние. Как вычленить в буре эмоций конкретные проблемы
и определить их причины?
Для подростка важно понять, чем же он похож на окружающих и чем
отличается от них. И вот здесь кроется одна из самых опасных проблем.
Подросток нередко начинает воспринимать себя ущербным только потому,
что у него есть диабет. Нередко в результате подобного отношения
к себе и к своей жизни возникает депрессия – те самые раздражение,
тоска, неуверенность, страх и даже отчаяние. Последствия такого
состояния могут быть разными, но их никак не назовешь хорошими.
Одним из наиболее неприятных является то, что подросток перестает
думать о будущем, не готовится ко взрослой жизни, не выбирает себе
профессию и учебное заведение для продолжения образования. «Из меня
ничего выйдет, из-за диабета я все равно не могу быть тем, кем хочу»
– такова типичная позиция многих подростков. Будущее как бы закрывается
черной пеленой, человек начинает жить лишь одним днем. Из-за закрытости,
даже «запрещенности» будущего нередко возникает позиция: «Пусть
я проживу недолго, зато проживу так, как хочу. И плевать мне на
все осложнения». Последствия такого отношения к жизни очевидны:
многочисленные нарушения режима, диеты, отсутствие контроля за диабетом
действительно приводят к тому, что осложнения не заставляют себя
долго ждать, а, возникнув, лишь усиливают депрессию, которая их
и породила. Создается замкнутый круг, из которого всеми силами необходимо
стараться вырваться.
ЮК: Как справиться с этими проблемами?
- Для того, чтобы снять состояние депрессии, можно резко сменить
обстановку, например, совершить путешествие. Это необязательно должна
быть дорогая поездка за рубеж - иногда гораздо полезнее пойти в
туристический поход в лес хотя бы на несколько дней. Подобные походы,
поездки полезны тем, что позволяют человеку вырваться из замкнутого
круга депрессивных переживаний, которые в обычных условиях, в привычной
обстановке, в которой они возникли (дома, в школе и т.д.), лишь
продолжают усиливаться. Вообще, любая смена ситуации, привычного
общения, деятельности может на время уменьшить депрессивное состояние,
поэтому полезным может быть не только поход, поездка, но и новое
дело, особенно, творческое (правда, человеку в таком состоянии редко
хочется заниматься хоть чем-либо, тем более новым делом), общение
с хорошим, но давно не приходившим другом, просмотр нового фильма
(желательно, не депрессивного по настроению - например, не «Матрицы»)
и т.д. В самых тяжелых случаях возможно применение антидепрессантов,
однако ни в коем случае не самостоятельное (особенно опасно слепое
доверие рекламе), а только после консультации с психиатром. А для
людей верующих одним из лучших средств совладания с такими состояниями
является посещение храма, беседа со священником. Однако всегда стоит
помнить о том, что такого рода меры чаще всего не могут устранить
причину депрессии, они лишь снимают ее проявления. Желательно понять,
что вызвало ее.
ЮК: Не так давно мы получили письмо от “анонима” с просьбой
поговорить о попытках самоубийства среди молодых людей с СД. Как
вовремя заметить склонность к суициду и какие меры предпринять,
чтобы не случилось беды?
- В качестве еще одного из последствий депрессии можно назвать и
склонность к суициду. Однако такое, к счастью, встречается крайне
редко и лишь в самых тяжелых случаях. В качестве диагностических
критериев, которые позволяют заранее определять такое состояние,
можно было бы назвать следующие:
– частые разговоры о бессмысленности жизни, о том, что будущего
нет;
– значительное снижение аппетита;
– потеря интереса к жизни, к тому, что раньше волновало;
– отказ от общения, уход в себя (может сочетаться с повышенной агрессивностью).
Если вы замечаете в ком-то такие признаки, они не обязательно говорят
о склонности к суициду, но заставляют задуматься о ней. В такой
ситуации необходимо обратиться за помощью к психологу или психиатру.
ЮК: Прошлый раз мы говорили о том, какую роль играют родители
в формировании психики ребенка с диабетом и каким может быть итог
этого процесса к подростковому возрасту. Какими должны быть отношения
с родителями в идеале?
В прошлом разговоре мы обсуждали такую особенность поведения многих
матерей, чьи дети болеют диабетом, как гиперопека, то есть чрезмерное
стремление опекать ребенка, окружить его заботой со всех возможных
сторон. Такое отношение нередко сохраняется достаточно долго, и
в результате оно приводит к серьезным проблемам. Одна из них, которая
была уже рассмотрена нами в прошлый раз, – это слабое развитие самоконтроля,
умения подростка следить за собой, выполнять необходимые процедуры,
поддерживать режим и т.д. Нередко такая особенность подростка сочетается
с иждивенческой позицией: «Вы меня кормите, одевайте, думайте о
моем будущем и т.д.» Например, недавно я беседовал с семнадцатилетним
парнем, который, уже оканчивая школу, даже не задумывался о том,
что ему делать дальше. Он, как и некоторые другие, полагал, что
за него все должны решать и делать родители – обеспечивать его,
ухаживать за ним, следить за уровнем сахара, питанием, уколами,
выбирать для него учебное заведение, а в последующем, наверное,
и работу. Другой вариант поведения подростка в этой ситуации – стремление
всеми способами вырваться из-под опеки, нежелание признавать авторитет
родителей хоть в чем-то.
Иногда такой протест выражается явно: бурные ссоры, уход из дома,
а иногда в скрытом виде – как отказ выполнять указания родителей,
в том числе и относящиеся к диабету («не буду я измерять сахар,
раз об этом мне говорят ОНИ!»), мелкие капризы, упрямство, стычки
по мелочам с родными (нередко не с матерью или отцом, которых подросток
может побаиваться, а в качестве своеобразного «замещения» – с бабушкой
или дедушкой) и т.д. В этой ситуации необходимы усилия, прежде всего,
родителей. Необходимо задуматься о последствиях гиперопеки и сделать
выводы о ее целесообразности или же, наоборот, о вредности. Надо
помнить, что резко отменять гиперопеку не стоит, поскольку подросток
уже привык к определенному типу отношений и резко перестроиться
ему может быть не так просто. Необходимо поощрять самостоятельную
активность подростка, почаще интересоваться его мнением, беседовать
с ним о его планах, желаниях, интересах. Но при этом не стоит забывать
и о его обязанностях (домашних, школьных и т.п.), о требованиях,
которые ему должны предъявляться. Если подросток не выполняет никаких
домашних дел, не имеет обязанностей, то возникает упомянутая выше
иждивенческая позиция. Необходимо также упомянуть и о том, что для
подростка, как бы он это ни отрицал, важно мнение родителей относительно
и самого диабета, и того, как он влияет на жизнь. Здесь важна именно
внутренняя убежденность взрослых в том, что диабет преодолим, что
он действительно является образом жизни, а не болезнью. Если таковой
у них нет, то подросток обязательно почувствует фальшь в словах
и вряд ли будет им верить.
ЮК: Какова особенность отношения молодого человека к СД,
если он возник не в детстве, а в отрочестве?
-Упомянутые выше закономерности сохраняются и здесь, однако есть
и некоторые особенности. У многих родителей, в том числе и тех,
кто до заболевания ребенка сумел выстроить с ним благоприятные для
его развития отношения, возникают выраженные опасения за его жизнь.
Эти опасения вполне понятны, однако, если резко изменить стиль отношений
с подростком, внезапно стать намного более опекающим родителем,
то реакции протеста, скорее всего, будут носить ярко выраженный
характер. А при открытой демонстрации родителями этих опасений в
присутствии самого подростка у него с высокой долей вероятности
может развиться депрессия, о которой мы говорили выше.
ЮК: У всех нас более-менее «одинаковый» диабет, но депрессия
возникает далеко не у всех. Какую продуктивную модель отношения
к своему диабету Вы могли бы предложить нашим читателям?
-Как выработать в себе позитивное отношение к своей жизни, как научиться
считать диабет образом жизни, а не болезнью? Ведь эту фразу знают
все дети, подростки и взрослые с СД. Но у кого-то (к сожалению,
у многих) диабет по-прежнему является болезнью, которая стягивает
на себя все внимание человека, заставляет думать о себе только как
об инвалиде. Отчего так происходит? - Оттого что сведения о чем-то
только тогда становятся моим знанием, только тогда начинают влиять
на мою жизнь, когда я в них поверил. В медицине даже выделен так
называемый плацебо-эффект: человеку можно дать совершенно бесполезную
таблетку, в которой нет никакого лекарства, но если при этом врач
скажет, что это сильный препарат, да еще к тому же опишет, как этот
препарат действует, то состояние человека после приема этой таблетки
меняется именно так, как и сказал врач. Так же и здесь: если человек
для себя решил, поверил, что болезнь крайне опасна, очень сильно
мешает жизни, то именно так диабет и будет действовать на него.
Поэтому очень важно по-настоящему поверить, почувствовать, что любая
трудность преодолима, что справиться можно даже с раком, не говоря
уж о диабете. Верящий в то, что диабет – это болезнь, будет больным.
Верящий в преодоление диабета его преодолеет.
Австрийский психолог Виктор Франкл, который во время второй мировой
войны попал в фашистский концлагерь, попытался понять, кто же из
людей выживает в этих кошмарных условиях, а кто гибнет. Оказалось,
что человеку помогает бороться и выживать далекая и важная цель,
к которой он всеми силами стремится. До тех пор, пока человек помнит
об этой цели, о смысле своей жизни, он справляется даже с самыми
страшными условиями жизни. Но как только он сдается, опускает руки,
перестает бороться, он гибнет. Жизнь – это борьба, но не с другими
людьми ради того, чтобы возвыситься над ними, а с собственными слабостями,
эгоистическими желаниями, жалостью к себе. И залогом победы в этой
борьбе является вера в то, что цель, поставленная себе, действительно
достижима. Очень важно правильно определить для себя цель, смысл
жизни. Эта цель не должна быть эгоистичной, исключительно ради самого
себя.
Люди с диабетом, достигшие серьезных успехов в тех видах деятельности,
которыми они занимались, говорят о том, что их целью было не только
собственное благополучие, известность и т.д., но, прежде всего,
стремление помочь другим людям, доказать, что диабет преодолим.
Например, в одном из номеров «ДиаНовостей» была опубликована статья
про известную альпинистку Катерину Брандт-Веллс, покоряющую сложнейшие
вершины. По ее словам, она хотела доказать другим, что диабет не
препятствие даже для такого опасного занятия, как альпинизм, что
и помогло ей обрести смысл своей жизни.
В следующем номере ЮК мы продолжим беседу с Олегом Мотовилиным
на тему отношений молодого человека с друзьями.
|