Невозможно, будучи здоровым человеком, представить себе все трудности, с которыми
сталкивается инвалид, вынужденный передвигаться с помощью коляски. Непреодолимые
препятствия подстерегают его на каждом шагу, начиная с квартиры, где
коридоры и дверные проемы слишком узки для прохода коляски, а ваннами
и туалетами невозможно пользоваться без посторонней помощи. На лестнице
инвалида поджидают ступеньки, по которым ему никогда не спуститься самостоятельно,
и лифты, в которых не помещается коляска. На улице - не лучше: высокие
бордюры тротуаров, тяжелые двери магазинов, общественный транспорт,
в который и здоровому человеку забраться непросто.
В памяти старшего поколения еще живы те времена, когда вернувшимся
с войны искалеченным ветеранам передвижение по городам и селам разрешалось
только на открытых велоколясках с двухтактным одноцилиндровым двигателем,
называемых "Киевлянками". И лишь десятилетие спустя инвалиды
войны добились разрешения устанавливать на обычные автомобили ручное
управление и получить лицензии на право их вождения.
Внутри помещений безногие и парализованные инвалиды передвигались в
худшем случае ползком или на низких тележках, а в лучшем - в громоздких
креслах, сделанных из грубого железа, фанеры, заменителя кожи и ваты.
На улицах можно было видеть людей в трехколесных рычажных велоколясках
времен Русско-японской и Первой мировой воин. Удивительно, но в некоторых
глухих провинциях они встречаются и по сей день.
Обстановка стала изменяться к лучшему лишь в 60-х годах при Хрущеве.
Инвалидам, прошедшим медицинскую комиссию, разрешалось приобретать автомобили
с ручным управлением. Основным транспортным средством с этим видом управления,
был 30-сильный малолитражный украинский автомобиль с воздушным охлаждением
"Запорожец". Для ветеранов с затруднениями в ходьбе он выдавался
бесплатно, а прочим с большими скидками и без очереди. Более состоятельные
граждане и офицеры-инвалиды, могли рассчитывать на получение или оплату
по льготным расценкам автомобиля "Москвич" с тремя рычагами
ручного управления. Инвалиды с детства довольствовались, предоставляемой
им бесплатно, двухместной мотоколяской second-hand очень ненадежной
и опасной во многих отношениях.
Переворот в производстве инвалидных колясок произошел в начале 80-х
гг., когда неподалеку от Владимира, один из заводских цехов стал выпускать
по лицензии германской фирмы Meyra две модели комнатных и одну модель
прогулочной (рычажной) колясок. И хотя это были устаревшие и тяжелые
образцы, но благодаря их возможности складываться десятки тысяч инвалидов
могли теперь не только спускаться по лестницам и выезжать в открытый
мир своих городов, но и путешествовать с ними в машинах и лечиться на
курортах. Коляски выдавались по рекомендации медицинских комиссий местными
комитетами Министерства социального обеспечения бесплатно: комнатная
на 7 лет, прогулочная на 5 лет. Эти коляски и сейчас являются самыми
популярными и дешевыми (около 200 долларов США), и поставляются во многие
регионы России.
В период горбачевской перестройки ситуация в нашей стране стала резко
изменяться. Благодаря деятельности благотворительных организаций в крупных
городах стали появляться современные коляски, слуховые аппараты и другие
изделия. В России обосновались представительства ведущих западных фирм
производителей протезов и реабилитационной техники. В 90-х годах в Москве
и Петербурге появились мастерские, в которых по западным образцам стали
конструировать и собирать новые для России компактные легкие инвалидные
коляски из титана и алюминия для активного образа жизни. По параметрам
эти коляски вполне сопоставимы с западными аналогами, но в три-четыре
раза дешевле их (около 400 долларов США), но несмотря на это приобретать
их могут далеко не все региональные комитеты социальной защиты, а тем
более сами инвалиды, социальные пенсии которых в 25 раз меньше стоимости
таких колясок.
Сейчас потребность страны в инвалидных колясках, в которой проживают
около 40 тысяч инвалидов-колясочников, вполне могли бы обеспечить мощности
трех крупных заводов-производителей этих колясок в Уфе, Петербурге и
Владимирской области. Однако проблема заключается в том, что после децентрализации
федерального бюджета комитеты социальной защиты населения во многих
дотационных регионах не имеют собственных средств на закупку колясок
и другого реабилитационного оборудования, и очереди на получение бесплатных
колясок в них растягиваются на несколько лет. Еще одна проблема - малый
ассортимент продукции. Практически не выпускаются коляски с электрическими
двигателями, очень мало колясок для детей. Но в последнее десятилетие
рынок инвалидных колясок в России все таки сдвинулся с этой мертвой
точки и начал поворачиваться, как говорится, лицом к потребителю. На
рынок вышли такие "гранды" зарубежной инвалидной техники как:
Otto Bock (Германия), Titan Deutschland GMBH (Германия), а также российская
фирма "Инва Инжиниринг", российская фирма "ДОН",
российская фирма "ВЕЛОС", поставляющие из- за рубежа и изготавливающие
по современным технологиям в широком ассортименте высококачественные,
легкие и современные инвалидные коляски по достаточно приемлемым ценам.
Они составили здоровую конкуренцию нашим классическим производителям
из Уфы, Владимира, Санкт-Петербурга, заставили их бороться за низкую
стоимость, качество, лучшие эксплуатационные качества своих колясок.
На нашем рынке появились инвалидные коляски с электроприводом - управлением
от джойстика с пробегом без подзарядки аккумуляторов до 25 км, инвалидные
коляски специально для детей, со столиками и прочими удобными аксессуарами.
Наш рынок пополнился целой гаммой удобных костылей, тростей, ходунков
и опор, креслами-колясками со встроенным санитарным оснащением (туалетом),
приспособлениями для облегчения принятия ванны и душа. Наиболее "продвинутые"
фирмы начали предлагать все это разнообразие инвалидной техники через
Интернет, что очень удобно для инвалидов и их семей. В современных интернет-магазинах
представлены разнообразные популярные модели по ценам ниже, чем в любом
обычном магазине, торгующим таким товаром, а уж самые "крутые"
интернет-магазины осуществляют бесплатную доставку заказанного товара
непосредственно на дом покупателю в кратчайшие сроки.
Московское объединение "ЭКСПРЕССМЕДТЕХНИКА", активно торгующее
инвалидными колясками и другими медицинскими изделиями, впервые в России
организовало закупку у населения, восстановление и реализацию бывшей
в употреблении инвалидной техники по минимальным ценам с доставкой на
дом, что позволяет приобретать такую технику не только инвалидам, но
просто пожилым людям, для которых передвижение в пространстве связано
с определенными трудностями.